АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БОГДАНОВ

(10.04.1941 - 20.11.2021)

Советский, российский художник-живописец

Член Московского Союза художников с 1973 года

Работал в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта

  • 1941 - родился 10 апреля в Москве в семье советского художника А.Н. Богданова (1908-1989). Рисовать начал с раннего возраста. Атмосфера дома, где рос мальчик, дружба отца с П.Н. Крыловым (КУКРЫНИКСЫ), М.П. Кончаловским, общение с Е.В. Сахаровой (Поленовой), оказали влияние на выбор будущей профессии.

  • 1955 - 1960 - учился в Московской средней художественной школе при МГХАИ им. В.И. Сурикова (преподаватели А.П. Шоршев, А.Г. Сукиасян, А.Х. Валиахметов).
  • 1960 - поступил в Московский государственный художественный институт им В.И. Сурикова.
  • 1962 - творческая практика в Крыму (Керчь, Феодосия, Коктебель).
  • 1966 - закончил Московский государственный художественный институт им В.И. Сурикова по мастерской В.Г. Цыплакова. Его дипломная работа - «Портрет чемпионки мира по фехтованию Г.Гороховой» имела большой успех и положила начало спортивной тематике в творчестве молодого живописца («Фехтовальщицы» (1966), «Портрет саблиста Я. Рыльского (1969), «Портрет Фигуристки Гржибовской» (1969).
  • 1966-1967 - учился в аспирантуре при МГХИ им. В.И. Сурикова.
  • 1967-1969 - совершил две творческие поездки на Горный Алтай совместно с художником В. Кубаревым. Результатом поездки стал цикл живописных и графических работ, посвященных природе, быту местного населения и будням советских пограничников.
  • С 1967 - постоянный участник московских, республиканских и всесоюзных художественных выставок.
  • 1973 - вступил в МОСХ.
  • 1970-1974 - художник студии художников МВД им. В.В. Верещагина.
  • 1971-1980 - совместно с художниками В.Н. Забелиным, Г.А. Леманом, Г.И. Незнайкиным, М.М. Отвагиным работал в Борисоглебске, Переяславле-Залесском, Ростове-Великом, Суздале, Старой Ладоге.
  • 1976 - творческая поездка в Среднюю Азию. Создание серии живописных работ по Хиве.
  • С 1978 - регулярные творческие поездки на Академическую дачу им. И.Е. Репина под Вышним Волочком.
  • 1979 - женился на Марии Александровне Лактионовой, живописце, дочери советского художника А.И. Лактионова (1910-1972).
  • 1978-1984 - творческие поездки в Ленинград. Создание цикла пейзажей по городу.
  • С 1984 по 1994 каждое лето жил и работал в деревне Шугарово под Москвой.
  • 2003 - покупает дом в Вышневолоцком районе Тверской области, в деревне Большой Городок, рядом с Академической дачей им. И.Е. Репина. Здесь художник жил и работал ежегодно, с весны до поздней осени, вплоть до 2020 года.
  • 2021 - скончался 20 ноября в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


Творческое наследие А. А. Богданова охватывает период с конца 1950 по 2010 - е годы. С молодых лет художника привлекали наиболее красочные уголки нашей обширной Родины - Крым, Алтай, Сибирь, Средняя Азия. Позднее Андрей Александрович признался: «Думал отыскать что-нибудь необыкновенное, но как-то постепенно начал понимать, что удивительное находится рядом: его можно найти в близких людях, городе, где родился и вырос, вещах, которые окружают тебя …» Но большой запас наблюдений, бесценный живописный опыт, накопленный в поездках, конечно не прошли даром, а обогатили его искусство. Это сказалось в широте творческого диапазона мастера, в колористическом разнообразии его работ. А.А. Богданов - автор целого ряда сдержанных лирических портретных образов, в которых он тонко улавливает нюансы внутреннего мира своих героев («Девочка с пиалой» (1969), «Студентка» (1971), «Портрет итальянки» (1980), «Мужской портрет» (1980). Жанрово-пейзажные композиции мастера, раскрывающие мир русской провинции, соединили в себе камерность сюжетов с торжественно-мажорными ритмами («Ростов Великий. Вид на Кремль» (1970), «Переславль-Залесский» (1971), «В Ростове» (1971). В пейзажном творчестве и натюрмортах художник удивительно верно передает состояние природы, все богатство цветовых нюансов и тональных отношений («Пейзаж с юртой» (1967), «Солнечный день в лесу» (1974), «Весна. Малый Городок» (2018). Работы художника отличают тонкая светоносная живописная палитра, пастозность, но при этом легкость и выразительность мазка. Произведения находятся в государственных и частных собраниях России и за рубежом.